Сребролюбие и любовь

На вопрос, в чем заключается счастье для человека, выдающиеся мыслители всех времен, философы и поэты в своих произведениях отмечали, что самое большое счастье – уметь любить и быть любимым.

У любви есть два антипода. Первый антипод ненависть – состояние падших духов; второй – сребролюбие, которое, как и ненависть, изгоняет из сердца любовь. Любовь и сребролюбие не совместимы. Сребролюбие – это потеря надежды на Бога и упование на деньги; от этого тускнеет вера и исчезает любовь. Сребролюбцу кажется, что промысл Божий оставит его и он, обеднев, будет умирать покинутым всеми в этом мире, как одинокий путник в пустыне.

Поэтому сребролюбец хватается за деньги, как за спасительный круг в водоворотах жизни, как за панацею от всех болезней и несчастий. Он верит, что с деньгами за пазухой будет безопасен во всех обстоятельствах, как человек, укрывшийся от врагов за крепостной стеной. Он считает, что богатство – единственный друг, на которого можно положиться, а остальные, на самом деле, – только посягатели на его имущество. Он рассчитывает, что если заболеет, то деньги будут необходимы для его лечения; если настанет голод, то он выживет благодаря им, а когда он будет умирать, то оставит завещание, чтобы деньги раздали бы на поминовение его души, так что они и по смерти пригодятся ему. Оставленное расти сребролюбие, переходит в страсть: человек собирает деньги ради денег; из-за них он готов пожертвовать не только чужой, но и своей жизнью.  Он собирает деньги на «черный день», не понимая того, что делает каждый день своей жизни черным днем. Блуд, пьянство, гнев – это явные грехи; а сребролюбие – коварный, скрытый грех, это змееныш, который спрятался в человеческом сердце, как в своей норе, и растет, превращаясь в дракона.

Сребролюбец никого не любит и его никто не любит. Он играет в любовь и с ним играют в любовь. Лишив себя любви, сребролюбец лишил себя тепла и света, сама, душа его стала трупоподобной.

Грех сребролюбия один из тех грехов, в котором человеку трудно покаяться, потому что он сам презирает в других этот грех. В какие-то минуты он осознает его низость, отвратительность и позор. Ему легче признаться на исповеди в чревоугодии, блуде и гордыни, в том, что солгал друзьям, изменил супруге и даже убил человека, чем в том, что не мог заснуть, переживая до слез потерю вещи или денег, которые он одолжил, и ему медлят с отдачей.  Он редко говорит на исповеди об этом грехе, обходя его стороной, так как боится, что священник даст ему епитимию, чтобы он боролся со сребролюбием, например, уделял бы какую-то часть от своего дохода нищим. Он может заболеть от такой исповеди или возненавидеть священника, как посягателя на его имущество. Поэтому сребролюбец обычно предпочитает, чтобы его страсть, укоренившаяся в сердце, скрывалась бы там до Страшного суда, чем вырвать с мучением и болью это ядовитое растение.

Человек сам от себя прячет и скрывает страсть сребролюбия. Свою скупость он старается оправдать справедливостью и рипнципиальностью: «Лучше отдам деньги бедным и нищим, чем пьяницам и бездельникам». Но обычно до нищих эти деньги не доходят. Для скупого нищие – враги, от которых надо скрываться или самому притворяться бедняком.

Сребролюбец лишен свободы, он раб и узник своей страсти. Сребролюбец всегда встревожен: как добыть деньги, как сохранить и не лишиться их. Он прикован к ним невидимой цепью и не может расстаться мысленно со своим неверным другом и жестоким господином. Деньги срослись с ним, вошли в его существо, слиплись с его телом, как язвы прокаженного; он не может освободить себя от этой болезни, вернее, не хочет этого: расстаться с деньгами для него так же тяжело и больно, как своей рукой вырезать кусок собственного тела.

Нередко сребролюбие соединено с противоположной ему страстью – тщеславием. Тогда на душу с двух сторон нападают два демона, каждый тащит к себе: но какой бы демон не победил – выигрыш все равно за сатаной.

Сребролюбие всегда сопряжено с недоверием, волнением, осуждением, страхом потерять и желанием приобрести еще. Сребролюбцем не рождаются, им делаются. Сребролюбие – это червь, который, проникнув в человеческое сердце, быстро превращается в змею.

Что нужно делать сребролюбцам, чтобы побороть эту страсть? Прежде всего, помнить о смерти, которая все отнимет у человека, и о Страшнем суде, на котором обнажится перед всем миром эта пагубная страсть.

Со сребролюбием надо бороться с самого же начала, при первых его проявлениях. Человек, осознавший грех сребролюбия, должен заставить себя силой воли давать сначала то, что ему мало нужно, а когда он испытает радость от этого даже небольшого благодеяния и убедится, что лучше давать, чем брать, то впоследствии может сам охотно делиться с нуждающимися даже необходимым. Некоторые люди, сделав благодеяние, потом ропщут и жалуются, что не получили в ответ никакой благодарности или взаимных услуг. Но дать ради Господа – значит дать безвозмездно, не ожидая отдачи. Кто дает, чтобы взамен получить от другого, тот похож на менялу, который заботится о собственной выгоде и не получив барыша, на который рассчитывал от сделки, начинает возмущаться и роптать.

В благодеянии нет проигрыша. Через человека милостыню берет Христос, Который обещал стократно воздать дающему.  Если же тебе люди отплатили неблагодарностью или даже злом за добро, то в очах Божиих дар твой многократно увеличился.